Контакты

Касса: +7 499 261-21-97
Администрация: +7 499 261-82-22
Секретарь: +7 499 267-42-88
post@mospuppets.ru

Адрес
Присоединяйтесь
Блог худрука

Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры г.Москвы

Версия для слабовидящих
76-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

О новом фестивале в МТК «Достоевский фест»

О новом фестивале в МТК «Достоевский фест»

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, и мы анонсируем большой новый фестиваль Московского театра кукол «Достоевский фест», который начнется 21 сентября.

Казалось бы, какое отношение гений русской литературы имеет к куклам, и тем более театру кукол? Имеет.

Так, в январе 1876 г. в «Дневнике» Достоевского появляется запись об уличном кукольном театре, где одновременно действовали Пульчинелла (в качестве хозяина) и Петрушка (в качестве слуги):

«…Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, – и детям и старикам? Но и какой характер, какой цельный художественный характер! Я говорю про Пульчинеля… Это что-то вроде Дон Кихота, а в палате и Дон Жуана. Как он доверчив, как он весел и прямодушен, как он … не хочет верить злу и обману… как быстро гневается и бросается… на несправедливости и тут же торжествует, когда кого-нибудь отлупит палкой.

И какой же подлец неразлучный с ним этот Петрушка, как он обманывает его, подсмеивается над ним, а тот и не примечает. Петрушка… вроде совершенно обрусевшего Санхо-Пансы [так в тексте. – Б. Г.] и Лепорелло, но уже совершенно обрусевший и народный характер».

Достоевский смело фантазировал и о том, что когда-нибудь Пульчинелла и Петрушка выйдут на сцену Александринского театра:

«И как бы великолепно передал Пульчинеля Самойлов и какой удивительный вышел бы Петрушка у Горбунова! Самойлов мог бы даже сохранить нечто деревянное и кукольное в своей роли, точь-в-точь как бы в шарманке […]. Гнусавый же резкий крик, ну свисток, через машинку — надобно сохранить непременно.

Всю пьесу не переделывать нимало и поставить в полной ее бессмыслице. Танцующая пара должна, например, выскочить, но можно великолепно поставить танец, именно сохраняя характер танцующих деревянных кукол, наивно будто бы движимых снизу шарманщиком. Это уже дело балета, но произвело бы несомненный эффект»…

На подмостках «трагического балагана» мира Достоевского кукольный театр и его персонажи не случайны. Они прочно заняли свое место.

― Лжешь ты всё! ― лжешь, полишинель проклятый! – кричал в лицо Порфирию Петровичу студент Раскольников, тесная каморка-пенал которого напоминал кукольный домик.

Образы театра кукол встречаются не только в «Преступлении и наказании», но и в «Братьях Карамазовых», и в «Господине Прохарчине», и во многих других произведениях Достоевского.

Впрочем, вероятно, иначе и быть не могло. Искусство играющих кукол всегда тяготело к тому «фантастическому реализму», которому Федор Михайлович сам и дал это роскошно своевременное наименование.

Подтверждением этому и должен стать наш «Достоевский фест», который, как мне бы хотелось, начал, нет, – не разрушать, а постепенно заменять однообразную тьму нынешних фестивалей, которые из уникальных, редких, ожидаемых праздников стремительно превращаются в бесконечные повседневные «ярмарки тщеславия», «безумные чаепития», бесконечные посиделки старых друзей.

Заявки на участие еще принимаются.
Новый Московский фестиваль «Достоевский-фест» набирает силу.

*** Обратите внимание, что на фестиваль открыт прием заявок. Отправляйте описание своей работы – спектакля, инсталляции, перформанса, выставки или другого события, связанного с творчеством Достоевского – нам на почту post@mospuppets.ru с пометкой «Достоевский фест».